Минусы старой школы
таковы.
1. Радикально
меняется само общество, а старая школа
продолжает выпускать посредственностей.(... я бы не была столь категоричной,
скорее воспитываем детей, которые будут неприспособлены к новому миру; хотеля
смягчить посыл) Мы находимся в разгаре Четвертой промышленной революции,
которая изменит мир сильнее, чем все три предыдущие, вместе взятые. Перемены
становятся нормой, а унифицированным выпускникам старой школы будет крайне
сложно конкурировать в новом мире.
2. Когда дети идут в
школу, они могут различаться на порядок по уровню подготовки. Сегодняшнее
образование рассчитано на некоего «среднего» ученика, которого в
действительности не существует. При этом оно ограничивает скорость развития
детей. Это приводит к тому, что у самых ярких и способных школьников быстро
гаснут глаза. А в образовании отстающих учеников остаются зияющие пробелы.
3. Основная задача
сегодня — это не набить ребёнка знаниями, а научить его получать их самостоятельно. В
течение своей жизни он, скорее всего, будет учиться и переучиваться постоянно.
4. Контроль и дисциплина
— это идея фикс старой школы. Школа
постоянно унижает чувство собственного достоинства ребёнка, образование
становится мучением.
5. Существующая
система поощрений и наказаний работает очень плохо. Уровень школы определяется
по оценкам её учеников. Это приводит к инфляции оценок и снижению требований,
предъявляемых к учащимся. Детей оценивают, сравнивая их друг с другом. В школе
принято наказывать за ошибки, хотя ошибки —
это один из основных способов познания мира, доступный человеку.
6. Учителя
перегружены ненужной работой и отчётностью. Количество учителей в классе
слишком мало для успешного обучения.
7. Так называемое
патриотическое воспитание в школе соответствует скорее феодальному строю, а не
современному государству.
8. Школа практически
не использует самый эффективный способ обучения — игру. Старая школа панически боится мобильных
телефонов, гаджетов и компьютеров.
9. Школа подавляет в
детях качества, которые пригодятся им сильнее всего, — знаменитые «4К»: креативность, коммуникацию,
кооперацию и критическое мышление. Слова учителя не принято ставить под
сомнение, а всё, что требуется от учеников, — это повторять за преподавателем.
Ответы учеников оцениваются по их соответствию учебнику.Школьные знания оторваны
от жизни, и 90% из них забывается очень быстро — за ненадобностью. Школа натаскивает ребёнка
на сдачу экзаменов, а не готовит его к жизни.
11. Школьные учебники
очень сильно устарели. Многое из того, что в них сказано, давно не
соответствует действительности.
12. Школа учит решению
задач, у которых существует один или два правильных ответа. В жизни такие задачи
будут встречаться крайне редко.
13. Старая школа
— это нечто среднее между казармой,
тюрьмой и фабрикой. Находиться в такой школе после уроков не хочется никому.
14. У школы
практически нет конкурентов, а монополизм смертельно опасен для любого вида
деятельности.
Многие люди считают,
что ребёнок идёт в школу и там умнеет. Это не совсем так — ребёнок умнеет потому, что он растёт и развивается.
И часто школа ему в этом мешает. Яркие и талантливые выпускники появляются не
благодаря, а скорее вопреки сегодняшней школе.
Проблема с реформой
образования состоит в том, что её результат будет виден только через десятки
лет. А другая проблема покажется вам довольно странной.
Дело в том, что дети настолько
пластичны, что с ними работает практически всё. Именно поэтому подзатыльник и
окрик так сильно распространены в нашей стране. Да, подзатыльник работает. И
казарменная дисциплина работает. И ремень работает. Как самые простые и
примитивные решения. А многие недалёкие родители ещё и бравируют телесными
наказаниями: меня вот били, и ничего, приличным человеком вырос (это неправда
— не вырос). И порка розгами будет
работать. И в угол — на горох. И даже
если ребёнку отреза́ть по одной фаланге пальца каждый раз, когда он делает
ошибку, это тоже будет работать. Правда, не очень долго. И последствия таких
«простых решений» окажутся страшными...
Дмитрий
Чернышев..."Вертикальный прогресс"