Тренинг «Педагогика партнёрства»
1) Сообщение темы тренинга. Перед вами шкала
оценивания. На этой шкале 0 соответствует высказыванию: «Педагогика партнёрства
в нашей школе не существует», а 100 – «Вся педагогическая деятельность в нашей
школе построена на принципах педагогики партнёрства»
0________________________100 Наклейте смайлик .
Это наш сегодняшний день.
Сегодня мы поговорим о дне завтрашнем. О реформе
образования. О будущем,
2) Я убеждена в том, что реформа необходима. Личная
история.
3) Давайте поговорим о том в какое будущее должна
привести нас эта реформа. Какими вы хотите видеть людей вокруг себя в будущем,
в обществе с какими ценностями вы хотите жить.
Записываем всё высказывания на лист флипчарта
Сейчас мы с вами
придумываем будущее, делаем тот или иной его сценарий более вероятным просто за
счет того, что начинаем говорить о нем. Мы создаем ткань будущего, переплетая
свои планы с замыслами других людей.
4) Чтобы получить такого выпускника, чтобы построить такое общество надо
строить учебный процесс на принципах педагогики партнёрства.
Сейчас в группах мы обсудим, что (какие проблемы) мешает строить в
школе партнёрские отношения между учителями и учениками. В ходе обсуждения
каждая группа будет создавать свой собственный трёхцветный коврик идей.
Первый цвет Какое взаимодействие между учителем и учеником вы бы
охарактеризовали как партнёрские отношения?
Каждая группа зачитывает свои ответы. Слушаем, что про педагогику
партнёрства говорится в Концепции новой украинской школы.
Второй цвет Что сейчас мешает построению партнёрских отношений в школе?
Каждая группа зачитывает свои ответы.
Третий цвет Какие шаги мы можем сделать сейчас или в ближайшем будущем
чтобы начать выстраивать партнёрские отношения
Обсуждаем все предложения.
Выводы
1) Помоги себе сам
Надо самому вырабатывать в себе навык вместе с
ребёнком находится здесь и сейчас (т.е. не говорить о том, что было или о том,
что будет. Раньше ты хоршо учился, а этот учебный год закончишь….), говорить о
конкретном факте без оценки, без своих интерпретаций (сама придумала, сама
поверила, разозлилась не на факты, а на свои фантазии. Например: а потом
прийдут твои родители и скажут….. )
2) Мы имеем очень конфликтное поле комуникации. Чтобы
сделать общение менее конфликтным надо надо обучать учеников, родителей и
учителей вести открытый диалог, давая им для этого определённые инструменты
Например ты – сообщения, меняем на я-сообщения. «Ты сидишь и не пишешь» меняем
на «я вижу, что ты до сих пор не взял ручку», «ты слышал, что я сказала?»
меняем на «я стараюсь говорить ясно и чётко, постарайся меня услышать», «как ты
можешь так поступать» на «меня огорчает твой поступок»
Я -послание состоит из двух обязательных частей и две
части в нём желательны
|
1) Говорим о связи какого-либо действия с моим эмоциональным
состоянием. Важно, чтобы информация о действиях была максимально
безоценочной.
Не стоит говорить : «Когда ты так орёшь». Лучше сказать «Когда ты так
громко говоришь, мне кажется, что я чем-то тебя обидела и я чувствую
беспокойство.»
Иногда этого достаточно.
Иногда можно добавить причину по которой возникает такая эмоция и ваше
пожелание по отношению тех действий, которые вы ждёте от другого человека
|
Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для
этого требуется тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с
«я-сообщения», заканчивают «ты-сообщением».
Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»
Упражнение «Выбери правильный ответ».
Ситуация
|
Ваши слова
|
А. Вы
зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими
делами. Вы начинаете сердиться
|
1. «Да
сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я
начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
3. «Я
сержусь, когда ты не слушаешься»
|
Б. У вас
важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает
|
1. «Мне
трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не
мешай!»
3. «Ты не
можешь заняться чем-то другим?»
|
В. Вы
приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное
чувство обиды и раздражения
|
1. «Тебе
не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2.
«Уберите за собой посуду».
3. «Я
обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок»
|
После анализа ситуаций выбираются действенные фразы, построенные по схеме
«я-высказывания»:
А – фраза 2.
Б – фраза 1.
В – фраза 3.
«Я-высказывания» - это высказывания, в которых есть личные местоимения «я»,
«мне», «меня».
Рефлексия Поделитесь своими впечатлениями, мыслями об услышаном в форме
«я-высказывания»
Мне понравился наш разговор о том, какими мы должны стать, чтобы школьная
реформа стала устойчивой, чтобы она стала из красивой правильной концепции
красивой реальностью.