Первый урок. Не так, как в школе
Первое, что заметили учителя, дети и их родители, учиться на
карантине сложнее. Уроки и домашние задания занимают больше времени, чем в
школе, ученики не хотят или не могут учиться сами, и родителям приходится
разрываться между работой и активностями детей. 8–13 апреля служба
образовательного омбудсмена Сергея Горбачева провела опрос родителей об
обучении во время карантина и собрала 8056 ответов со всей Украины, кроме
оккупированных территорий. Выяснилось, что 85,1% школьников продолжили учиться
удаленно, совсем не учится только 1% учеников. В 40,2% случаев уроки ежедневно
проводят на различных онлайн-платформах, 63,9% получают оценки за домашнюю
работу. В среднем ученики тратят на учебу дома четыре-пять часов, вдобавок
родители занимаются с детьми по два-три часа ежедневно. Среди главных проблем
учебы на карантине, которые отмечают родители, – хаотичное расписание,
использование слишком многих платформ, большая нагрузка на детей и устаревшее
компьютерное обеспечение в семьях и у учителей. Согласно опросу, лишь у 66,5%
семей достаточно техники, чтобы ребенок учился дома Учеба на карантине сложная
и долгая, в частности, потому, что учителя пытаются перенести стандартное
школьное расписание на удаленку и проводят по четыре-пять уроков каждый день
для классов в 30 человек. В итоге дети переговариваются между собой и не
слушают, а учитель нагружен сильнее, чем в школе: тратит по два-три часа, чтобы
подготовиться к урокам, затем до ночи проверяет домашние задания.
Некоторые участники конференции рассказали, что время отнимает и
бюрократия: им приходится писать планы уроков для местных отделов образования.
Любомира Мандзий, временно исполняющая обязанности министра образования,
отметила, что следовать офлайновому расписанию необязательно: министерство рекомендует
учителям создавать гибкий график, пользоваться удобными для них
онлайн-платформами и практиковать на карантине автономию учителя и школы,
прописанную в законе об образовании.
Много вопросов связано с оцениванием, поскольку сейчас у
учителей нет возможности вызвать ученика к доске для решения задачи, да и
доступа к классным журналам у них тоже нет. Для оценок министерство рекомендует
использовать электронные журналы, а если их нет, то делать себе пометки, а
затем перенести их в журнал. Вопрос об оценках еще важнее ввиду грядущей
годовой аттестации, формирования оценок за учебный год, которые учителя должны
выставлять в мае, а оформить все документы – до 15 июня. Об этом МОН дает
противоречивые рекомендации – в письме-разъяснении от 16 апреля, с одной стороны,
указано, что оценки во время дистанционного обучения нужно учитывать и
выставлять согласно планам, принятым в начале учебного года; с другой стороны,
министерство советует не нагружать учеников, а давать меньше заданий и больше
времени на их выполнение.
Второй урок. Право на ошибку
Уроки по телевизору, «Всеукраинская школа онлайн», стали
известными в блогосфере из-за двух элементов. Среди учеников наибольшую
популярность приобрела руханка – зарядка между уроками: видео с хештегом
«руханка» имеют в TikTok, YouTube и Instagram миллионные охваты. Взрослая
аудитория «Фейсбука» активно критиковала другое – ошибки и обмолвки учителей во
время видеоуроков. Инициаторы уроков сделали встречное движение – «имею право
на ошибку», в защиту учителей. С такими слоганами на футболках на внеочередном
заседании Верховной Рады 13 апреля появились депутаты из Комитета по вопросам
образования, науки и инноваций. Пока депутатов из «Слуги народа» нещадно
критиковали за допущенные ошибки в законотворчестве, оказалось, что ученикам
уроки по телевизору действительно полезны: согласно опросу службы
образовательного омбудсмена, их просматривают 64,7% опрошенных.
«Наш план – запустить
платформу со всеми электронными материалами для дистанционного обучения. Они
будут востребованы во время сезонных карантинов или плохой погоды, когда дети
не могут добраться до школы. Карантин пройдет, а образование останется», –
уверен Сергей Бабак.
Третий урок. Сохранить отношения
Чаще всего любовь к тому или иному предмету начинается с любви к
учителю, который его преподает. Вопрос социального взаимодействия стал еще
актуальнее на карантине, когда у педагога и его учеников нет возможности
видеться очно. По мнению американской учительницы Эстер Войжицки, самое главное
в образовании – отношения, отношения и еще раз отношения. «Прежняя
образовательная система стандартизации и послушания в классе уже не работает.
Учителя могут помочь детям быть более независимыми в учебе и давать на уроках
структуру знаний, но прекратить лекции. В образовании главное – отношения, без
них ничего не будет», – рассказала педагог на конференции. Эстер Войжицки –
опытный педагог и мама трех успешных дочерей: Сьюзан Войжицки – исполнительный
директор YouTube, Джанет – профессор педиатрии в Калифорнийском университете, а
Энн занимается генетикой, основала компанию 23andme, а в 2019-м вошла в список
самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Сама Эстер в 1984 году основала
медиашколу в Пало-Альто, Калифорния, где преподает до сих пор. У старшей
Войжицки есть собственная методика и принципы, которые она применяла в
воспитании дочерей, а также использует в преподавании:
·
Доверие
– нужно доверять ученикам, чтобы они хотели работать в команде. Управлять
классом онлайн невозможно так же, как в школе. Остается одно – доверять им
самим выполнять задания, поверить, что они сами будут учиться. Способность
самостоятельно учиться очень важна и сейчас, и в будущем.
·
Уважение
– к чувствам, тревогам и идеям. Мало просто говорить детям, что им делать,
важно прислушиваться к ним и уважать их чувства и мысли. А когда ребенка
уважают другие, то у него появится и уважение к себе.
·
Независимость
– ее нужно больше. Дети могут сами искать информацию, иметь больше свободы в
решении тех заданий, которые стоят перед ними.
·
Сотрудничество
– поощряйте детей работать онлайн вместе с друзьями, одноклассниками и каждый
день выходить на связь.
·
Доброта
– пандемия дает нам чудесную возможность практиковать такие
социально-эмоциональные навыки, как доброта и сочувствие, которые никогда не
освоит компьютер.
Войжицки считает, что пять ее принципов могут помочь украинским
учителям и родителям справиться с учебой на карантине, более того, привить
детям полезные навыки.
Четвертый урок. Когда все это кончится
Забыть карантин, как страшный сон, и вернуться к обычной рутине
в следующем учебном году не получится – в этом уверен Иван Примаченко,
сооснователь платформы массовых открытых онлайн-курсов Prometheus. Ссылаясь на
службы здравоохранения западных стран, эксперт прогнозирует, что вакцину от
коронавируса смогут массово выпускать не раньше чем через год-полтора, а нас,
вероятно, ждет вторая волна эпидемии осенью. Поэтому Иван Примаченко предлагает
уже сейчас задуматься о том, как будут работать школы в следующем году и какие
меры надо предпринять уже сейчас, чтобы адекватно подготовиться к возможным
рискам. В первую очередь стоит подумать о физической безопасности учителей и
детей. Ведь большинство педагогов – люди солидного возраста, в группе риска, и
после ослабления карантина они могут заразиться и заболеть.
«Варианты решений – постоянные проветривания, дистанция между
партами, мытье рук и масочный режим среди учеников. Ведь учителям трудно будет
говорить в маске и тем более – респираторе», – подчеркивает Примаченко и
отмечает, что при секвестре бюджета расходы на образование были частично
урезаны, поэтому еще важнее найти и выделить деньги на закупку средств
индивидуальной защиты.
Не менее важно системно подойти и к созданию онлайн-контента для
возможного дистанционного обучения в следующем учебном году. Примаченко
обращает внимание на то, что качественный контент требует времени и усилий на
его создание, кроме того, учителей нелишне массово обучать методикам
дистанционного преподавания. «На инструменты дистанционного обучения надо
выделять ресурсы. Действительно полезные функции в конференциях Zoom
небесплатные, они стоят $50 в месяц. Возможно, государство могло бы
определиться с удобными для учителей инструментами и выделить для этого
средства», – говорит Иван Примаченко. Также эксперт считает важной заботу о психическом
здоровье детей и учителей: «Я призываю подумать об этом не только им самим, но
и на уровне школ: провести, к примеру, индивидуальные занятия, вебинары, чтобы
позаботиться об учителях».
Пятый урок. Системные решения
«Карантин – не только вызов, но и новые возможности. Мы должны
учиться на нашем опыте», – призывает образовательное сообщество Любомира
Мандзий. И многое зависит не только от министерства, которое обязалось
модернизировать нормативную базу дистанционного образования, но и от самих школ.
Поскольку ныне они имеют автономию, то многие решения принимаются на уровне
директора школы, и это дает возможность как продвигать прогрессивные решения,
так и молчаливо бойкотировать любые реформы. Впрочем, школам не дадут тормозить
процесс родители нынешних учеников – в этом уверен юрист Роман Корсун,
администратор общественного объединения «Батьки SOS», чье фейсбук-сообщество
насчитывает более 25 тыс. человек. По наблюдениям Корсуна, в докарантинное
время родители уделяли львиную долю внимания школьным формальностям вроде
проблем со школьной формой и взносами на ремонты учебных заведений. Однако
сейчас, когда родители непосредственно участвуют в обучении своих детей, они
сфокусировались на главном – уровне и качестве среднего образования.
«Так, как раньше, не будет. Родителей и детей перестанет
интересовать красивый фасад школы, на первый план выходит качество знаний.
Требования общества к учителям будут расти, поэтому переждать в школе до пенсии
не выйдет. Хотелось бы, чтобы учителя поняли, что общество меняется, и меняться
нужно им самим», – рассказал на своем вебинаре Роман Корсун.
https://focus.ua/ukraine/455210-onlain_navsegda_pochemu_karantin_radikalno_izmenit_srednee_obrazovanie?fbclid=IwAR2cNkvB64O2KgLXVi5eR1ZygwyAKlQ3TqQMHIJIFE_qm6N023UHU1ml3hw