Особенности скандинавского образования


Пост на ФБ Сергея Чумаченко
Коротко об особенностях скандинавского образования в общем и образования взрослых в частности.
Во-первых - скандинавы первыми изменили точку зрения на цель и результат процесса образования. С решения проблемы трудоустройства во взаимозависимости понятий «успех» и «конкурентоспособность» на рынке труда, на развитие гражданского общества во взаимосвязи качества отношений в обществе и общего благополучия. Следствием стало смещение приоритетов во всем видении целей и задач системы образования. На первое место вышли задачи связанные с подготовкой гражданина способного быть активным и договороспособным соучастником созидания и сотворчества на личное благо и благо общества. Другими словами – вопрос этики и смысла образования стал важнее вопроса количества знаний.
Во-вторых – скандинавы сформулировали парадигму образования которая предопределила способы решения описанной выше задачи – воспитание в культуре основанной на ценностях северного общества, развитие сознания, реализация феномена свободы через приоритеты внутренней референции и культивирование свободы в процессе образования. Такой подход актуализировал взаимосвязь свободы и ответственности, поскольку не может быть осознанной ответственности без полноценной самоидентификации и внутренней решимости сформированных в условиях свободы.
Соответственно, методологической основой стали:
• педагог – как модель активного, ответственного гражданина (развитие и образование происходит прежде всего во взаимодействии с таким педагогом),
• среда образования, которая тоже является моделью отношений принятых в обществе северных стран,
• опора на диалог как основной способ приобретения знаний и рефлексии в процессе образования.
Другими словами – в системе образования создана культура и взаимоотношения которые отражают северное понимание свободы, равенства и социальной справедливости и отражают общее представление о том, каким должно быть общество в стране с высоким уровнем благоденствия.
Принципы по которым строится и действует НВШ в Скандинавских с транах:
1) Это школа для взрослых, в которой делается упор на общее, расширяющее сознание образование
2) Диалог в основе дидактики. Никто не может претендовать на привилегированный доступ к абсолютной истине - поэтому каждый имеет право высказать свое мнение! Единственный способ которым мы можем приблизиться к истине - через диалог друг с другом, проливая свет на этот вопрос через живые встречи с другими людьми, поскольку каждый из нас ведет свою собственную жизнь.
3) Создания, в процессе обучения, культуры в которой партнерство, взаимопомощь и взаимная ответственность являются реальностью.
4) Идея не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы создать атмосферу, в которой они могут проявиться.
5) Пробудить жизненный потенциал внутри учеников и помочь ему расти и развиваться – метод который подразумевает формирование личной заинтересованности в обучении и развитии ученика
6) Ценность свободы и жизненная необходимость бороться за свободу и справедливость. «С середины ХІХ века, политической жизни Дании неоспоримым принципом было то, что чувство свободы должно оставаться неприкосновенным и действительно должно защищать
Цитаты из обсуждения
Сергей Чумаченко Я не встретил ни одной программы в Швеции, которая бы заявляла счастье, как цель образования. Но зато вся философия образования, стоящая на плечах Грундтвига - Кьеркегора - Колда сфокусирована на развитие рефлексии и умений делать собственный выбор на основе внутренней референции. Они исходят не из того, что "счастье" является целью образовательной системы ((имхо) это бредовая идея) а из того, что счастье является следствием трёх вещей: способностям к рефлексии, умению делать выбор и действовать исходя из собственного представления о своем будущем и проработанной внутренней референции. + Общественно - политическая модель в которой "справедливость" является важнейшей частью социальной механики а "равенство" обеспечивается прежде всего общественным договором.
Владимр Спиваковский С другой стороны, когда спрашиваешь маму, приводящую ребенка в первый класс, а чего вы хотите от школы, каковы ваши ожидания? В 90% случаях, чуть помявшись, они отвечают: Хочу, чтобы ребенок был счастливым..., А потом уже добавляют что-то еще.

То есть внутренний заказ у "заказчика" есть, а выполнение даже не предусматривается. Отсюда некоторый диссонанс между ожиданиями и результатами.
https://www.facebook.com/s.chumachenko/posts/2876087182447400



СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ