Пост на ФБ Сергея Чумаченко
Коротко об особенностях скандинавского
образования в общем и образования взрослых в частности.
Во-первых - скандинавы
первыми изменили точку зрения на цель и результат процесса образования. С
решения проблемы трудоустройства во взаимозависимости понятий «успех» и
«конкурентоспособность» на рынке труда, на развитие гражданского общества во
взаимосвязи качества отношений в обществе и общего благополучия. Следствием
стало смещение приоритетов во всем видении целей и задач системы образования.
На первое место вышли задачи связанные с подготовкой гражданина способного быть
активным и договороспособным соучастником созидания и сотворчества на личное
благо и благо общества. Другими словами – вопрос этики и смысла образования
стал важнее вопроса количества знаний.
Во-вторых – скандинавы
сформулировали парадигму образования которая предопределила способы решения
описанной выше задачи – воспитание в культуре основанной на ценностях северного
общества, развитие сознания, реализация феномена свободы через приоритеты
внутренней референции и культивирование свободы в процессе образования. Такой
подход актуализировал взаимосвязь свободы и ответственности, поскольку не может
быть осознанной ответственности без полноценной самоидентификации и внутренней
решимости сформированных в условиях свободы.
Соответственно,
методологической основой стали:
• педагог – как модель активного, ответственного гражданина (развитие и образование происходит прежде всего во взаимодействии с таким педагогом),
• среда образования, которая тоже является моделью отношений принятых в обществе северных стран,
• опора на диалог как основной способ приобретения знаний и рефлексии в процессе образования.
• педагог – как модель активного, ответственного гражданина (развитие и образование происходит прежде всего во взаимодействии с таким педагогом),
• среда образования, которая тоже является моделью отношений принятых в обществе северных стран,
• опора на диалог как основной способ приобретения знаний и рефлексии в процессе образования.
Другими словами – в
системе образования создана культура и взаимоотношения которые отражают
северное понимание свободы, равенства и социальной справедливости и отражают
общее представление о том, каким должно быть общество в стране с высоким
уровнем благоденствия.
Принципы по которым
строится и действует НВШ в Скандинавских с транах:
1) Это школа для
взрослых, в которой делается упор на общее, расширяющее сознание образование
2) Диалог в основе
дидактики. Никто не может претендовать на привилегированный доступ к абсолютной
истине - поэтому каждый имеет право высказать свое мнение! Единственный способ
которым мы можем приблизиться к истине - через диалог друг с другом, проливая
свет на этот вопрос через живые встречи с другими людьми, поскольку каждый из
нас ведет свою собственную жизнь.
3) Создания, в процессе
обучения, культуры в которой партнерство, взаимопомощь и взаимная
ответственность являются реальностью.
4) Идея не в том, чтобы
дать готовые ответы, а в том, чтобы создать атмосферу, в которой они могут
проявиться.
5) Пробудить жизненный
потенциал внутри учеников и помочь ему расти и развиваться – метод который
подразумевает формирование личной заинтересованности в обучении и развитии
ученика
6) Ценность свободы и
жизненная необходимость бороться за свободу и справедливость. «С середины ХІХ
века, политической жизни Дании неоспоримым принципом было то, что чувство
свободы должно оставаться неприкосновенным и действительно должно защищать
Цитаты
из обсуждения
Сергей
Чумаченко Я не встретил ни одной программы в Швеции, которая бы заявляла
счастье, как цель образования. Но зато вся философия образования, стоящая на
плечах Грундтвига - Кьеркегора - Колда сфокусирована на развитие рефлексии и
умений делать собственный выбор на основе внутренней референции. Они исходят не
из того, что "счастье" является целью образовательной системы ((имхо)
это бредовая идея) а из того, что счастье является следствием трёх вещей:
способностям к рефлексии, умению делать выбор и действовать исходя из
собственного представления о своем будущем и проработанной внутренней
референции. + Общественно - политическая модель в которой
"справедливость" является важнейшей частью социальной механики а
"равенство" обеспечивается прежде всего общественным договором.
Владимр
Спиваковский С другой стороны, когда спрашиваешь маму, приводящую ребенка в
первый класс, а чего вы хотите от школы, каковы ваши ожидания? В 90% случаях,
чуть помявшись, они отвечают: Хочу, чтобы ребенок был счастливым..., А потом
уже добавляют что-то еще.
То есть внутренний заказ у "заказчика" есть, а выполнение даже не предусматривается. Отсюда некоторый диссонанс между ожиданиями и результатами.
То есть внутренний заказ у "заказчика" есть, а выполнение даже не предусматривается. Отсюда некоторый диссонанс между ожиданиями и результатами.
https://www.facebook.com/s.chumachenko/posts/2876087182447400