Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд»,
бизнесмен, писатель, провел мастер-класс об образовании будущего. «Освіта Нова»
записала самые емкие цитаты.
Мировые тренды в образовательных системах мира
1. Будущее наступило, а мы с вами еще в прошлом.
2. Раньше была проблема с доставкой людей, а сейчас
проблема с доставкой информации.
3. Мы видим, что нас опоясали бизнесы будущего. В моем
личном списке больше 100 новых бизнесов, которые уже появились. А школа к этому
не готовит.
Аналогично и с профессиями: через 10 лет половины
текущих не будет, а школа делает вид, что их не видит. Раньше самой
распространенной профессией была профессия факельщика. Это был огромный бизнес.
Но появилась электрическая лампочка, и весь бизнес исчез. На наших глазах исчезает
профессия судьи. Уже 90% простых юридических дел в США автоматизируются,
останутся лишь 10% от нынешнего количества судей.
4. Современные мировые тренды в образовании таковы: от
обучения знаниям – к обучению понимания, от уроков-предметов к урокам-кейсам,
от офлайн – к онлайн, от общего к индивидуальному, от традиций к дизайну, от
локального к глобальному, от процессов к результатам. Похоже, что мы в Украине
плывем мимо трендов.
5. Если бы фермер, живущий в 19-м веке, вдруг попал в
наше время, он бы удивился – комбайны, техника, автоматизация. Или доктор –
медицина, фермерство, транспорт и многие индустрии изменились за 200 лет. Но
только в школе все без изменений. Если бы учитель из 19-го века попал к нам,
все было б ему привычным – класс, доска, мел. Система образования обречена на
отсутствие изменений. А усилий для изменений прикладывается масса.
6. 74% детей не хотят ходить в школу. 65% родителей
недовольны школой. 78% не доверяют школе.
7. Я изучал вопрос с образованием в мире. Объехал 107
стран и увидел, что есть абсолютно разные системы. Но большинство из них
производят 80% «брака». Я посчитал, что КПД системы образования – 20%. Это те
дети, кому учеба пошла на пользу. Остальные – «отбракованная продукция».
Скажите, хоть один бизнесмен смог бы вести бизнес с такими показателями?
Образовательная реформа и ее цель
8. Что делать? Надо изменить пропорцию в обратную
сторону – 80/20. Те, кому школа не пригодится, будут всегда, но пусть они будут
в меньшинстве.
9. Но реформа должна быть чем-то обусловлена. Цели
реформирования образования во всех странах разные. США достигает цели мирового
господства. Британия пополняет доходы бюджета, делает все, чтоб к ним приезжали
из малоразвитых стран и привозили по 50 млрд фунтов стерлингов в год. Цель
образовательной реформы в Сингапуре – развитие страны и каждого человека.
Финляндия совершенствует систему образования, чтобы мы приезжали к ним смотреть
и учиться, и привозили деньги. Польша стремится дотянуть уровень своей системы
образования до европейского, потому что Европа дает гранты. Цель в Эмиратах – счастливая
и прогрессивная нация. А в Украине? Сдать ЗНО. В Украине нет амбиций и высоких
планок относительно системы образования.
10. Все бизнесмены перед запуском бизнеса изучают
конъюнктуру рынка. И кажется, только система образования не слышала слова «маркетинг».
Система может считаться реформированной, если у нее есть ответы на 7
ключевых вопросов:
- Зачем учиться? Для компетенций
и умений.
- Чему учиться? Современному
контенту.
- Как учиться? Эффективными
технологиями.
- Где учиться? В новом
пространстве.
- У кого учиться? У
учителей-коучей.
- Как финансировать? Адекватно
результатам.
- Какой конечный результат?
Высокая «стоимость» выпускника.
11. На вопрос, зачем учиться, во всем мире никто не
знает ответ. Чтобы проводить время в школе с друзьями, использовать таланты,
потому что родители сказали или это естественная потребность, чтобы сдать ЗНО,
поступить в университет, овладеть навыками. Маркеров много. Но для каждой цели
должен быть и разный контент.
12. Кто заказчики системы образования? Семья,
государство, бизнес, вуз, ученик, наука, громада..? У каждого из них свои
представления о том, кого учить, как учить и т. д. Но именно заказчики должны
обеспечить две вещи: сформулировать требования (ТЗ) и профинансировать их.
13. Что надо, чтобы в школе прошли реформы? Всего три
параметра: мотивированный директор, мотивированные учителя, мотивированные
родители.
Контентный подход в образовательной системе
14. Учебная программа должна быть многомерной. Знания
переходят от линейных систем к многомерным. Ребенок кроме знаний получает
навыки, память, чувства и т. д. И такая система приносит детям радость, она не
доставляет неудобств.
15. Новый набор знаний, который уже должен быть в
школе: искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, информация,
виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровая биология и генетика,
IT-медицина, квантовые технологии, кибербезопасность, охрана данных,
робототехника, умный транспорт, возобновляемая энергия, доставка энергии, эко
технологии, дистанционное обучение, эволюция преступлений, изучение космоса,
3D-печать, социальные сети, дроны, клонирование, глобалистика,
программирование, квантовые компьютеры, криптовалюты, поведенческая экономика и
богатономика, фильтрация информации, логистика, прогнозирование. Они должны
вплетаться в предметы и кейс-уроки.
16. Контент должен зависеть от целей. Однозначно,
сегодня знаний недостаточно. Если нам как потребителям важно, чтобы дети были
умными, практичными, грамотными и функциональными, этому и надо учить.
17. Матрица знаний будущего выглядит так:
- Математика и информатика.
- Общечеловеческие ценности.
- Жизненные ценности.
- Язык и литература.
- Науки, природа и человек.
- Экономика и богатономика.
- Личностный рост (уроки счастья
и т. д.)
- Спорт.
- Искусство.
- Практические навыки.
- Отдых.
Как учить и учиться
18. Технологии могут быть разными. Но в 21-м веке
существует один главный подход: «Больше знаний за меньшее время/ресурс/деньги».
Выглядит как слоган, и он из бизнеса. Но к школе это не применяли. Современные
образовательные платформы соревнуются между собой в таких параметрах: кто лучше
знания упакует; кто их быстрее доставит; кто их настойчивей внедрит. Но факт в
том, что то, чему учили раньше 3 года, сейчас можно освоить за 3 месяца, и
высвободить время для освоения навыков, которым не учат в школе.
19. Учеба и жизнь должны быть совместимы. Что надо изменить в современной
школе? Пространство, технологии, контент, кадры, управление, финансирование,
оценивание. Человек осваивает новую систему легко, если она комфортная и
позволяет достичь заявленной цели.
http://osvitanova.com.ua/posts/2316-obrazovanye-budushcheho-kak-uchyt-y-uchytsia?fbclid=IwAR0S6aXG7gZLr_TZMoBiRTvhbMGOgCwzuEIzjs3yZU9OjViNlQrIqlbysj4