От детей школьного возраста, тем более от подростков, мы ждем контроля
над собой. Это серьезное требование. А еще оно нереалистично. Эмоциональная
зрелость — долгий процесс. Процесс формирования мозга завершается только после
20 лет, а до этого мозг подвержен влиянию гормонов. Мы также недооцениваем,
сколько раз ребенок действительно прикладывает усилий для саморегуляции в
течении дня. Например: утром встать с улыбкой, быстро собраться, молниеносно
позавтракать, с энтузиазмом идти в школу, увлеченно слушать там учителя, не
драться, не кричать, не смотреть в окно…
10 навыков
эмоционального самоконтроля
Что же должны уметь
дети в старших классах в плане самоконтроля? Доктор психологии Элис Бойс
утверждает, взрослея, они должны приобретать следующие навыки:
·
Определять, какую именно
эмоцию они чувствуют
·
Определять, какие именно
эмоции испытывает другой человек
·
Начинать и заканчивать
дело/задание, несмотря на волнение
·
Справляться со
стеснительностью
·
Уметь вести искренние
разговоры
·
Уметь не поддаваться
давлению кого бы то ни было
·
Уметь успокаиваться и
держать эмоции под контролем
·
Уметь успокаивать других
людей
·
Уметь не перевозбуждаться
при позитивных эмоциях
·
Уметь ждать, откладывать
удовольствие
Я бы еще добавила, что
есть посторонние факторы, влияющие на нашу способность регулировать эмоции:
недостаток сна, недостаток физической активности, голод, употребление
наркотиков и алкоголя.
Когда возникает проблема
Педагогический подход
изменился не так давно: теперь мы говорим на спортивных соревнованиях, что
главное — участие, главное — дружить, стараемся развивать в детях эмпатию и
самооценку. Но у многих родителей остался подход: «Не реви, не будь размазней»,
тут говорить о чувствах просто не принято. И вот у таких детей могут возникнуть
проблемы, дезадаптация, дети выражают свою боль через поведение.
Чем могут помочь взрослые?
Создать благоприятную обстановку
Взрослые, например,
могут создавать для детей в школе и дома обстановку, располагающую выражению
эмоций, давать им возможность высказаться без боязни, что им «заткнут рот»,
ведь есть границы для поведения, а границ для эмоций — нет. Нужно создать в
детях устойчивое ощущение принадлежности. Тут главные инструменты — ритуал и
рутина. Если дети будут чувствовать свою принадлежность к определенному месту и
людям, они будут смелее высказывать свои эмоции и не бояться осуждения, а так
же спокойно регулировать их.
Проявлять эмпатию
Взрослые могут отвечать
на проявления детских эмоций с эмпатией и учить этому детей: детям нужно
чувствовать, что их слышат.
Работать над своей собственной регуляцией эмоций
Говорите с детьми, что
вы делаете, когда нужно справиться с какой-то эмоцией. Вот несколько
практических приемов, которым следует научить детей:
·
Поговорить самому с собой
·
Медитация
·
Сделать перерыв, отвлечься
·
Заняться спортом
·
Поговорить с кем-то, кто
хорошо слушает
·
Дыхательные упражнения
При этом говорите об
этих стратегиях с детьми только тогда, когда они спокойны и могут воспринимать
информацию. Учите также детей, что положительные эмоции также нужно
модерировать. Кроме этого, отбросьте гендерные предрассудки: мальчик имеет
право «плакать как девчонка», а девочка может разозлиться как «злой мальчишка».
Кстати, не забудьте сказать детям, что поплакать иногда очень помогает. И
просто будьте рядом.
Линда Стэйд,
http://womo.ua/derzhat-sebya-v-rukah-regulyatsiya-emotsiy-u-detey-i-podrostkov/