Q-барометр: 10 навыков эмоционального самоконтроля

От детей школьного возраста, тем более от подростков, мы ждем контроля над собой. Это серьезное требование. А еще оно нереалистично. Эмоциональная зрелость — долгий процесс. Процесс формирования мозга завершается только после 20 лет, а до этого мозг подвержен влиянию гормонов. Мы также недооцениваем, сколько раз ребенок действительно прикладывает усилий для саморегуляции в течении дня. Например: утром встать с улыбкой, быстро собраться, молниеносно позавтракать, с энтузиазмом идти в школу, увлеченно слушать там учителя, не драться, не кричать, не смотреть в окно…
10 навыков эмоционального самоконтроля
Что же должны уметь дети в старших классах в плане самоконтроля? Доктор психологии Элис Бойс утверждает, взрослея, они должны приобретать следующие навыки:
·        Определять, какую именно эмоцию они чувствуют
·        Определять, какие именно эмоции испытывает другой человек
·        Начинать и заканчивать дело/задание, несмотря на волнение
·        Справляться со стеснительностью
·        Уметь вести искренние разговоры
·        Уметь не поддаваться давлению кого бы то ни было
·        Уметь успокаиваться и держать эмоции под контролем
·        Уметь успокаивать других людей
·        Уметь не перевозбуждаться при позитивных эмоциях
·        Уметь ждать, откладывать удовольствие
Я бы еще добавила, что есть посторонние факторы, влияющие на нашу способность регулировать эмоции: недостаток сна, недостаток физической активности, голод, употребление наркотиков и алкоголя.

Когда возникает проблема

Педагогический подход изменился не так давно: теперь мы говорим на спортивных соревнованиях, что главное — участие, главное — дружить, стараемся развивать в детях эмпатию и самооценку. Но у многих родителей остался подход: «Не реви, не будь размазней», тут говорить о чувствах просто не принято. И вот у таких детей могут возникнуть проблемы, дезадаптация, дети выражают свою боль через поведение.

 Чем могут помочь взрослые?

Создать благоприятную обстановку

Взрослые, например, могут создавать для детей в школе и дома обстановку, располагающую выражению эмоций, давать им возможность высказаться без боязни, что им «заткнут рот», ведь есть границы для поведения, а границ для эмоций — нет. Нужно создать в детях устойчивое ощущение принадлежности. Тут главные инструменты — ритуал и рутина. Если дети будут чувствовать свою принадлежность к определенному месту и людям, они будут смелее высказывать свои эмоции и не бояться осуждения, а так же спокойно регулировать их.

Проявлять эмпатию

Взрослые могут отвечать на проявления детских эмоций с эмпатией и учить этому детей: детям нужно чувствовать, что их слышат.

Работать над своей собственной регуляцией эмоций

Говорите с детьми, что вы делаете, когда нужно справиться с какой-то эмоцией. Вот несколько практических приемов, которым следует научить детей:
·         Поговорить самому с собой
·         Медитация
·         Сделать перерыв, отвлечься
·         Заняться спортом
·         Поговорить с кем-то, кто хорошо слушает
·         Дыхательные упражнения
При этом говорите об этих стратегиях с детьми только тогда, когда они спокойны и могут воспринимать информацию. Учите также детей, что положительные эмоции также нужно модерировать. Кроме этого, отбросьте гендерные предрассудки: мальчик имеет право «плакать как девчонка», а девочка может разозлиться как «злой мальчишка». Кстати, не забудьте сказать детям, что поплакать иногда очень помогает. И просто будьте рядом.
Линда Стэйд,
http://womo.ua/derzhat-sebya-v-rukah-regulyatsiya-emotsiy-u-detey-i-podrostkov/



СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ