Ольга Немаева У нас (в
нашей культуре) эмпатия - вещь непривычная.
Вот катят годовасика в
коляске через дорогу, а ему не нравится, и английская мама не задумываясь
говорит "Ohh I know I'm so sorry baby it must be awful to sit like that,
sorry you have to do it".
Разве привычно услышать
русскоговорящую маму с выдирающимся из коляски ребенком "малыш, мне так
жаль, что тебе приходится сидеть, я знаю это ужасно, как жаль, что тебе
приходится это делать".
Мы внутренне не можем
признать вслух, что ребенку сейчас с нами ужасно. Мы постараемся отвлечь,
развлечь, и обьяснить, что "ничего, зато как весело", "смотри
птичка полетела", "ну хватит, мы сейчас уже приедем", "кто
тут так громко плачет", и так далее.
Но это пост не осуждения, я сама эмпатию
учила по слогам. И я глубоко верю, что это тренируемый навык, и вовсе не
обязательно должен быть естественным и самозарождаться из глубоких движений
души.
Так вот, кроме всего
прочего животворящего для личности ребенка, эмпатия очень и очень сильно
помогает жить. Потому что она выводит нашу роль, как родителя из-под постоянной
необходимости решать жизнь за ребенка или конфликтовать с ним.
Когда ребенок говорит
"скучная домашняя работа" - мы не обязаны стоять под дулом решения
заставить-надавить-разрешить не делать-забрать из школы, мы можем просто его
поддержать: "да, мне бы тоже было не особо интересно с таким-то
заданием". И все.
Мы не обязаны ввязываться
в борьбу дать сладкое перед едой или не давать на "я хочу печенье",
достаточно быть "да, оно выглядит очень вкусным".
Необязательно бросаться в
скомороха, если ребенок говорит "мне скучно ждать", можно просто
поддержать его "да, тяжело когда так долго ждать приходится, я тоже не
люблю".
"Я стесняюсь"
не требует "не стесняйся, все получится", оно требует "мне тоже
было страшно, когда надо петь перед чужими".
У меня ничего не
получается!" не обязано вызывать массу действий по спасению и получанию,
оно просто требует "даа, сложно и не выходит с первого раза", и даже
если после этого он с яростью бросит "мне не нравится! не буду это
делать", его тоже можно оставить в этом быть, "обидно, когда не
выходит". И оставить. Пусть будет в этом. Он вылупляется там в себя,
пусть.
Мы очень недооцениваем
своих детей. Когда их оставляешь вот так, в поддержке, быть - они делают
удивительные вещи. Они берут решения на себя. Они пробуют снова. Они
возвращаются к брошенному. Они идут вперед. Они вздыхают и ждут десерта. Они
просят помощи. Преодолевают лень. Идут навстречу своим страхам.
Эмпатия нормализует
негатив, избавляет от страха "негативных эмоций", которым все так
охвачены. Ребенок вновь и вновь проходит ситуацию, что можно испытывать страх,
раздражение, гнев, неуверенность - и жить сквозь это все. Эмпатия - это не
только способ понять свои чувства. Это сильнейший опыт прохождения сквозь
трудность, сквозь собственное несовершенство в активной, а не пассивной роли.
Если мы говорим, что
проактивность и осознанность являются чуть ли не обязательными слагаемыми
наполненной, счастливой, осмысленной жизни, то именно эмпатия позволяет им
зародиться.
Эмпатия и воспитание: Мы
очень недооцениваем своих детей
https://econet.ru/articles/165358-empatiya-i-vospitanie-my-ochen-nedootsenivaem-svoih-detey?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook
