Вместе
с когнитивным психологом Дэниелом Виллингэмом разбираемся, почему критическое
мышление — это не та вещь, которой можно научить по методичке.
Почти
всякий согласится, что основная, но редко достигаемая цель образования —
научить критически мыслить. Компонентами критического мышления принято считать
умение увидеть обе стороны проблемы, способность быть открытым к новой
информации, которая может опровергнуть ваши идеи, способность рассуждать
беспристрастно, требовать, чтобы всякое утверждение подкреплялось
доказательством, делать выводы и обобщения из наличествующих фактов, решать
сопутствующие проблемы. При этом существуют и специфические типы критического
мышления, зависящие от предмета обучения — то, что мы имеем в виду, когда
говорим «рассуждать как учёный» или «мыслить как историк». https://newtonew.com/school/critical-thinking-so-hard
КАКИЕ
ВЫВОДЫ МЫ СДЕЛАЛИ ИЗ ВСЕХ ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ?
Во-первых, критическое мышление (а также
научное и другие сопутствующие типы мышления) не является навыком. Не
существует критическо-мыслительных умений, которыми можно раз и навсегда
овладеть и пользоваться независимо от контекста.
Во-вторых, существуют метапознавательные
стратегии, которым можно научиться, и которые помогут критическому мышлению.
В-третьих, способность критически мыслить
зависит от предметного знания и опыта.
Таким
образом, для преподавателей ситуация небезнадежна, но, как можно было предположить,
обучить критическому мышлению — крайне непростая задача.
