Итоги
детского форсайта «Счастье как цель образования», проведенного 20.09.2015
совместно с командой TeamExpert в DEC Place.
Небольшая предистория. В августе
2015 Катерина Ясько инициировала встречу, посвященную смене парадигмы образования.
Не системы, а ПАРАДИГМЫ. Собрались взрослые люди разных профессий (учителя,
директора школ, чиновники в сфере образования, врачи и просто родители), чтобы
подвести поговорить об образовании в совершенно «альтернативном» ключе.
Мы попытались посмотреть на
образование через новую призму – счастье. Не «образованность» к контексте
знания программы общеобразовательной школы, которая меряется на ДПА, не
продвинутость в сфере использования IT-технологий, а счастье. Результаты этой
встречи опубликованы здесь.
http://katerynayasko.com/?p=268
В сентябре 2015 совместно с командой
TeamExpert мы провели еще одну встречу на тему «Счастье как цель образования» —
теперь уже с детьми возраста 10-16 лет. В процессе этой встречи были
использованы технологии из фасилитационной, тренерской и коучинговой работы со
взрослыми: групповое обсуждение, элементы расстановки, проективные методы
работы с понятиями, элементы форсайта.
Как инициаторы и организаторы данной
встречи, мы ставили перед собой следующие цели:
- Дать детям возможность сформулировать их
понимание процесса образования, в котором ребенок вырастет счастливым;
- Понять, какой могла бы быть новая модель
воспитания и обучения, в которой хотелось бы расти и учиться;
- Услышать мнение детей о сегодняшней системе
школьного образования;
- Со слов участников форсайта определить тенденции
в образовании будущего;
- Дать детям возможность выражать мнение и
принимать участие в обсуждении тем, которые их непосредственно касаются.
Для форсайта было задано 4 темы:
— отношения в процессе образования;
— личность взрослого в процессе образования;
— процесс обучения;
— место и пространство, в котором происходит обучение.
Результаты этой работы превзошли все
наши ожидания. Осознанность современных детей в возрасте 10-16 лет поражает до
глубины души.
Итоги форсайта и наши инсайты мы
опубликовали в презентации, которую можно скачать ниже и на странице fb
HappyGen. Собираюсь с мыслями, чтобы написать колонку об этом уникальном опыте.
Фотоотчет можно посмотреть на странице
https://www.facebook.com/groups/HappyGenUA/
Здесь мы, взрослые, сопровождавшие рождение смыслов,
хотели бы выделить то главное, что мы вынесли из этой работы с детьми:
- Основные проблемы существующей системы
образования носят не «академический», а «психологический» характер.
- В сегодняшней школе дети часто ощущают
униженность и несправедливость. Не удовлетворяются их базовые потребности
в эмоциональной безопасности, близости и доверии.
- Кризис отношений, возникающих в ходе обучения,
является самой “кричащей” проблемой в государственной системе образования.
Назрела потребность в отношениях другого качества.
- Детям очень не хватает качественных, полноценных,
взаимно-интересных и полезных дружеских отношений с взрослыми
друзьями-наставниками.
- Дети готовы воспринимать и уважать учителя только
если он любит свою работу, хорошо знает материал и умеет сделать уроки
интересными и полезными.
- Дети готовы учиться не ради изучения старого, а
ради привнесения в мир нового — им нужно понимать “зачем?”
- Огромное значение для современных детей имеет
мотивация и интерес в процессе обучения. Очень важны игра и движение.
- Детям
интересно в школе изучать простые, но сверхважные вещи: себя, человеческие
отношения (дружбу, любовь), как составлять бюджет, вести домашнее
хозяйство.
- Современной школе вовсе необязательно иметь стены
и парты. Обучение может проходить на природе, в процессе постоянных
перемещений и путешествий.
А теперь о главном. Процесс и результаты форсайта
показали, что многие современные дети достаточно зрелы и разумны, чтобы в
процессе реформирования образования их голос был услышан и учтен. При
переподготовке учителей в части развития эмоционального интеллекта,
ненасильственных коммуникаций, эмпатии и вывода отношений между учителем и
учеником на новый уровень, очень многое можно позаимствовать у самих детей –
носителей нового сознания.
15.10.2015
http://katerynayasko.com/?p=508#comment-192
