Среди признаков нового образования
называются разнообразие, широкий выбор образовательных стратегий и
инструментов, пожизненный процесс вместо традиционного «подготовительного
этапа» в детстве. Сами по себе эти признаки не дают достаточного повода для
кардинального переосмысления его значения. Но, надеюсь, у многих всё же
возникло ощущение, что значимость образования как социального явления
изменилась.
Нужно словесно и рельефно выразить такие
произошедшие и происходящие изменения.
Обучение
vs образование
Люди всегда познавали мир на протяжении
своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления. У кого-то это
проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в
виде произведений искусства или философских текстов. Это было чем-то
подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого
названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было
краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности.
По мере роста объёмов информации для
успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование
превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось
видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того,
объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных
знаний так же неуклонно падает.
Неспособность осваивать растущие взрывным
образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием,
злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к
недобросовестной рекламе.
То, что раньше было спонтанным проявлением
бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня
становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены. И государство
должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены.
Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость
разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов. Общество
должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для
каждого — а, значит, и для всех.
Обучение — это когда один обучает другого,
причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая
форма образования становится лишь одной из возможных.
Традиционная схема насильственного
обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно,
пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на
изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение.
Разговоры о мотивации раньше носили
теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать,
ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет
больше мотивации к обучению по старинке.
Сегодня важно понимать, что образование —
личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего
общества. То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на
основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня
становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен
стать великим мыслителем. Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих
способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и
есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением.
Новая
ситуация vs старые модели
Представление о мире мы формируем,
создавая модели. Имея модель, мы можем предсказывать и объяснять поведение
мира. Несовершенство моделей, приводящее к нестыковке прогноза и реального
поведения мира, является поводом для их совершенствования. Чтобы модель
построить, нам приходится комбинировать известные элементы. Набор элементов и
способы их комбинирования — это и есть содержание образования, которое
формирует наше мышление. Проецируя утверждение нейрофизиологов на
образовательную плоскость, наш мир — это наше мышление.
Совершенствуя мышление, мы совершенствуем
свой мир, понимая под миром не нечто внешнее, а себя как активную мыслящую
часть чего-то целого.
Образование — совершенствование мышления.
Информационные технологии (необязательно цифровые!) — способ манипулирования
моделями, средство мышления.
Сознательный отказ от освоения новых
информационных технологий сужает инструментарий мышления и возможности
совершенствования мира.
Поэтому любые попытки оправдать отказ от
новых технологий деструктивны. У любых технологий есть свои преимущества и
ограничения, которые нужно осваивать для эффективного и продуктивного
применения.
Нет нового мира без нового образования.
Каждый, помимо собственной воли, занимается своим образованием более или менее
успешно, более или менее эффективно.
Государственная система образования — это
система мер по формированию условий для образования каждого, а не только банк
учебных курсов, утверждённых и сертифицированных особо отличившимися в чём-то
персоналиями из утверждённых и сертифицированных учреждений.
Чем сложнее и разнообразнее задачи, тем
сложнее и разнообразнее должна быть система. Система — это не только
обучающиеся, родители, работодатели, курсы и организации, но и правила их
отношений. Не может новая ситуация разрешаться старыми моделями: это
противоречит принципу нарастания сложности управления по мере роста
организованности и сложности мира.
Современные проблемы — это признак
затянувшегося противоречия между старой системой образования и новыми
потребностями общества.
Радует только то, что это противоречие
сейчас пытаются решить во всем мире. Кто раньше найдет решение — тот и окажется
впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности
задач.
Михаил Кушнир
https://newtonew.com/discussions/changes-in-education
