И. Негован: поражает
счастье школьников Голландии
О международных частных
школах в Голландии. Посетили 3: британскую, американскую и международную.
Коротко - культурный шок.
Вот тезисно о младшей
школе:
- при приеме никаких
тестирований. Лежит лего, карандаши, игрушки. Но никаких заданий. Пока родители
беседуют с директором, краем глаза поглядывают на игру (!). Просят принести не
документы, а рисунки.
- детей в младших классах
по 20-24. Но они всегда, кроме чтения, arts и спорта, разделены на 3 группы по
уровню готовности в каждом предмете. Т.е.одновременно математика у 3 групп
одного класса. Никаких суждений кто сильнее и т.д. И на 1 учителя 8 детей.
- подход в обучении
inquiry based, т.е.в основе стимулирование пытливости ума, постановка вопроса,
а не сообщение ребенку факта как такового.
- социальные навыки,
общение, взаимопомощь - это не декларации, это их образ жизни в школе. Но
понятно, что все дети разные, всякое бывает.
- много внимания
творческому письму и проектному подходу
- уже с первого класса
создают книги - художественные, non-fiction, научные. Полностью с проработкой
героя, сюжета. Глаза округлились, пока листали книжки 6-7летних авторов.
- классы перемешиваются
ежегодно. С собой в новый класс можно взять одного друга.
- в школах не правила, а
ожидания и обещания. Not
rules, but expectations and promises. Например, мы ожидаем
уважительное отношение к другим. Я удивилась простоте логики - невозможно
уважать насильно. Это внутри. Но они много направляют, говорят об этом с
детьми. Это идёт через пример отношения к самому ребёнку.
- в школах есть политика
против травли детей (bullying policy). Это недопустимо в принципе. С таким
строго - хулиганов исключают несмотря на дороговизну школы. Да и в принципе
наличие денег не решает примут вас или нет. Очередь желающих вперед надолго.
- один мальчик 8 лет
сказал в школьном автобусе fuck you. Было расследование. Что его
спровоцировало, как это произошло и т.д. Письмо родителям, что он очень хороший
и умный, но это печальное событие обеспокоило всех, нужно вместе работать.
Велись беседы.... В другой такой истории мальчик не понял, его перевели в
другой автобус. Снова не понял- семье отказали в развозке. Драчуна исключили.
- есть reboot стульчик,
типа тайм-аута. Не выгонять из класса и орать, а как они говорят "вывести
ребёнка из ситуации конфликта". Он рядом, но на пару минут на отдельном
стульчике. Не в углу.
- занятия в среднем с
8:30 до 15:00. Нет перемен как таковых. Но все переходит плавно одно в другое.
Есть время ланча и перекуса, время игры на улице, время переключиться с одного
предмета на другой.
- занятия проходят в
основном на полу. Учителя на стуле перед детьми, или на полу с ними, или за
таким же общим низеньким столом
- есть чтение
старшеклассниками младшим. Они считают, что это классно работает, мол, крутые
взрослые ребята ого с каким интересом читают.
- дети сидят и читают в
библиотеке. Их не заставляют! Они читают! Но интересно, что можно взять только
книгу своего уровня, они помечены цветами. Если твой синий, то только его и
дадут. Есть школьная библиотека для взрослых. Родителей просят брать книги и
читать дома, чтоб ребенок это видел. А так же приносить на своём языке в фонд.
- никакого безумного
количеста кружков, прописей, зубрежки. Они все настаивают на интересе самого
ребёнка узнавать и гармоничном развитии.
- обучение тематическими
циклами по 6 недель, погружение в тему. Родители говорят, что сами узнали много
нового от детей за последний цикл "Замки". Тут смесь географии,
архитектуры, истории, в общем - панорамно.
- никого не волнует если
ребенок не пишет в первом классе, говорят, ну и что, мы дадим отдельно учителя,
они вместе плавно догонят, что необходимо.
- это не давление, это
постепенное повышение планки. Not pressure, but stretching.
- через год все говорят
на англ уже одинаково хорошо. Даже те, кто пришёл с нулевым. Им положен
учитель-помощник для адаптации.
- домашки нет. Есть
домашнее чтение и иногда дают математику и рисование. Вообще не называют
домашней работой, а домашней учебой. Мол, позитивнее смотрите на вещи:)
- все почти праздник -
выпал зуб? Давайте отпразднуем! Тим, это круто! Ты- чемпион! Есть доска с
рисованными зубками и именами бывших владельцев.
- санузлы детские.
Унитазы и умывальники, мыльницы, салфетки - все детское.
- академического
рисования в первых 3 классах нет. Свобода творчества, абстрактные рисунки.
- до 11 лет нет оценок.
Есть отчет о прогрессе. В нем описаны цели и сам ребёнок видит куда ему
тянуться.
- телефоны в школе не
разрешены
- iPad как часть процесса
обучения, но не много. В основном задания по математике. Писать и рисовать
только рукой. Но не прописи!
Из поразившего:
- свобода. Не могу
объяснить, но дети не зажаты. Они выглядят счастливыми!
- никто не носится и не
орет в школе. При этом на площадке очень весело и шумно. Дети какие-то не
истеричные что ли. Это из предыдущего пункта, видимо, вытекает.
- атмосфера, антураж
разительно отличается от привычной нашему глазу - нет никакого идеального
порядка, все вещи как бы в процессе. В классах совершенно очевидно: главное тут
- это увлекательная детская жизнь. И эстетично. Дерево, огромные окна. Просто
красиво, удобно и светло. Например, в столовой америк.школы чудесные
звукопоглощающие облака.
В общем, наверняка есть
минусы. Не хочу идеализировать. Я верю Кену Робинсону, что в массовой системе
образования что-то пошло не так. Но частные школы это все-таки несколько
другое. Моя темная сторона пристрастия к хоумскулингу тут поплыла.
Пыталась оценить, что не
так с нашими, даже частными школами. Вероятно, государственные нормы, низкая
зарплата учителей, не выкристаллизовавшаяся миссия типа растить увлечённых
жизнью людей. Есть над чем работать. Мы любим своих детей. Значит тоже можем!
