Почему первоклассники не могут
(и не должны) учиться в первой четверти
Первокласснику
важно научиться бытовым навыкам, справиться со всеми эмоциями и запомнить,
наконец, где тут столовая. И для этого ему понадобится целая учебная четверть.
Только после этого он будет способен учиться. Специалист лаборатории
когнитивных исследований рассказывает, как помочь ребёнку адаптироваться к
школе.
Память
и внимание тесно связаны с эмоциями. Лимбическая система пристально следит за
тем, что она считает для нас самым важным. Проводились исследования, в которых
испытуемым показывали эмоционально-окрашенные стимулы вместе с нейтральными.
Оказалось, что последние запоминаются гораздо хуже, а спустя время практически
вытесняются из памяти.
Если
же человеку картинки или другие стимулы предъявлялись одновременно и попарно —
один эмоционально-окрашенный, а второй нейтральный, то шансов запомнить второй
у человека практически не было. Весь объём внимания и памяти мозг отдавал тому,
что вызывало у него эмоциональный отклик.
А
теперь представим себе первоклашку, впервые пришедшего в школу. Коктейль его
эмоций ни разу не лёгкий молочный. Это полсотни ингредиентов — взболтать,
смешать, снова взболтать и ещё чего-нибудь добавить, опять перемешать и
постоянно взбалтывать.
Новая
форма, рюкзак и красивенный пенал, в котором стопицот ярких карандашей.
Огромный букет и та женщина, с первого раза не разберёшь — добрая или строгая,
но сразу видно, что главная
Школьная
столовая обязательно в другом крыле, и не очень понятно, что будет, если
заблудиться. То ли с голода умрёшь, то ли отведут к другой женщине, которая
наверняка очень строгая и называется страшным и непонятным словом «директор».
Даже папа, кстати, своего директора боится. А еще с тобой в классе тридцать
разных человек — и та симпатичная девочка, и тот парень, который раньше ходил с
тобой в детский сад. Мишка сказал, что он занимается карате и «положит любого».
И посадили его как назло рядом с той самой девочкой, а Мишка, твой друг Мишка,
предал тебя, переехал и пошёл в школу на другом конце города.
Родители
и бабушки нагнетают: «Ты должен учиться на один пятёрки!». За что ставят
пятёрки, никто при это не рассказывает. Как их добывать и не придётся ли за
пятерку драться с тем каратистом? И тут как назло — урок физкультуры. И ты уже
готов драться с каратистом, папой, Мишкой и кем угодно, потому что разозлился
на проклятые пуговицы, которые ещё надо расстегнуть, и шнурки, которые надо
завязать, а звонок уже трещит над твоим ухом. Ну не застегивал ты никогда
пуговицы на время! И эта необходимость укладываться в определённое время
здорово нервирует.
Эмоции
первоклашки нельзя сравнить даже с тем, что испытывает невеста в день свадьбы
или каждый из нас в первый рабочий день на новой работе. У семилетки радость от
нового рюкзака сильнее, чем у невесты от её платья, а тревога неизвестности
затмевает собой воодушевленность от нового статуса школьника.
У
букв, цифр и информации на доске шансов запомниться просто нет. Они не дарят
радость и не несут угрозу. Какие тут буквы — разобраться бы со столовой и
физкультурой.
Пока
ребёнок не адаптируется, то есть его эмоциональный фон не выровняется,
требовать от него какой-либо учебы — абсолютно бесполезно
Он
не может, физически не может, воспринимать нейтральные буквы и цифры до тех
пор, пока вокруг такое количество стимулов, вызывающих у него всю палитру
эмоций, — от восторга до ужаса.
Маме
неймётся с вопросом «ну как там мой?», и учительница отвечает чистую правду:
«невнимательный, сосредоточится не может». Он действительно не может, мама!
Учительница не сказала «не хочет», обратите на это внимание.
Дома первоклассника ругают: «Ну что ж ты такой
невнимательный!». Это, конечно, помогает… Расти тревожности! Я ещё не успел со
всем разобраться, но мне уже дают понять — у меня что-то не получается.
Сосредоточиться он честно пытается, но возросшая тревога мешает ему теперь ещё
больше, а невозможность выполнить требование «быть внимательным» вызывает новый
виток тревожности. Замкнутый круг.
Как
родители могут помочь адаптации к школе
1.
Понять, что задача первой четверти — адаптация. Ни алфавит, ни счёт до десяти,
ни поделки по технологии, а адаптация. Знакомство со школой и её правилами,
проживание всех испытываемых эмоций, осознание и принятие себя в новом,
школьном статусе и усвоение нового режима жизни.
2.
Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку «Это к школе!». Да выдайте вы
ребёнку портфель хотя бы за неделю до — пусть ходит с ним по дому и рисует
новыми карандашами. Не сточит он их за неделю, честное слово!
3.
И форму, и рюкзак, и обувь с бантиками выбирайте вместе с ребёнком. Обсуждайте,
показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение и выбирать. Все
вещи, которые его ждут, он должен увидеть не утром первого сентября, а заранее.
И снова есть смысл походить в этом по квартире — хотя бы школьные туфли чуть
разносить, чтобы не было неприятных сюрпризов в первый день в школе.
4.
Тревога рождается в первую очередь неизвестностью. Рассказывайте! Рассказывайте
всё, что знаете: как будут звать учителя, где будет столовая, сколько будет
уроков, когда будут забирать, что такое продлёнка и почему не надо бояться
директора.
5.
Рассказывайте о том, как мама и папа были школьниками. Покажите свои школьные
фотографии, если остались, поведайте любимые школьные истории, вспомните свою
первую двойку и эмоции по этому поводу. Ребёнок должен понять, что все ходили в
школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. Смотрите вместе фильмы
про школу, обсуждайте их и отвечайте на все появляющиеся вопросы.
6.
Заранее прокачайте не скорость чтения и устного счета, а все важные бытовые
навыки: умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть,
пользоваться общественным туалетом (да, это тоже важно) и способность
обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.
7.
В первые школьные недели ни учителю, ни ребёнку не задавайте вопроса «Ну как?».
Учителя вообще пока не мучайте, а правильные вопросы ребёнку звучат так: «Что
было интересного? Понравилось? Испугался? Успел? Расстроился? Переживал?
Красивая?». И не удивляйтесь тому, что самым интересным была столовая. Еда,
знаете ли, мощный эмоциональный стимул.
8.
Помогайте ребёнку пережить, проговорить и обсудить все его эмоции. Ни успехи,
ни оценки, ни неудачи, но только его эмоции по всем этим поводам.
9.
Сообщайте ему о своей любви. В этот период ребёнку как никогда надо быть
уверенным в том, что мама и папа его любят. Больше обнимайте, чаще говорите о
любви, проводите больше времени вместе хотя бы в выходные.
10.
Оценивать внимательность, способность к концентрации и школьные навыки можно не
раньше, чем в начале второй четверти. До этого момента всё зависит
исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального
интеллекта.
Романова-Африкантова http://mel.fm/blog/nataly-romanova-afrikantova/58014-10-pravil-dlya-uspeshnoy-adaptatsii-k-shkole
