Десять правил для агентов изменений, которые Irena Pranskeviciute озвучила во время своего выступления на EdCamp Ukraine в Харькове.
"Во времена существенных перемен выживают не те, кто самые сильные и не те, кто самые умные, а те, кто лучше всего приспособился". Ч. Дарвин.
Мир меняется сам, вопрос, где вы на этой волне изменений. Чтобы успеть с потоком, нужно приспособится, чтобы менять - нужно меняться быстрее волны.
Десять правил агента изменений:
1. Поймите: что вами движет? Созидание или разрушение? Разрушение вызовет сопротивление. Лишь те мысли и предложения, которые создают что-то хорошее, получат поддержку!
2. Меняйте взгляд/перспективу с Я на МЫ, с Мне - на Нам. Разговор "Я делаю так, а вы меня не понимаете, я знаю, а вы нет" меняйте на "Мы по-разному смотрим на вещи..."
Начало решения - это осознание, что вы тоже являетесь частью проблемы, которую собираетесь решать.
Начало решения - это осознание, что вы тоже являетесь частью проблемы, которую собираетесь решать.
3. Поймите, на то вы можете воздействовать, и делайте это. Например, учитель, который желает создавать более открытую и созерцательную атмосферу в классе, принимает решения НЕ начинать урока с вопроса, вводящего детей в стресс и приносящего разочарование - "А сделали ли домашние задания?"
4. Что не запрещено - то возможно. Часто мы придумаем запреты, когда формально их нет. Действие и бездействие всегда имеет эффект.
Так делаем потому, что у нас нет опыта, как действовать по другому, нет практики и поэтому кажется что это невозможно - то есть запрещено. Создавая новый опыт, важно осознать, что ошибки неизбежны, но с их помощью мы исследуем и понимаем, что действует и что отзывается в других.
Так делаем потому, что у нас нет опыта, как действовать по другому, нет практики и поэтому кажется что это невозможно - то есть запрещено. Создавая новый опыт, важно осознать, что ошибки неизбежны, но с их помощью мы исследуем и понимаем, что действует и что отзывается в других.
6. Сделайте первый шаг. Делайте маленькие, но реальные изменения. Сделайте что-то конкретное и очевидное, чтобы вы могли это показать другим, чтобы вы могли померить или увидеть результат воздействия и реально понять и объяснить, как это работает. Например - пересадите учеников в вашем классе из-за парт в в круг, и вы увидите, что имеете возможность больше замечать, подойти к каждому, что видя друг друга дети могут лучше сотрудничать и даже успокаивать друг друга.
7. Делитесь опытом и радуйтесь: формально и неформально. Однажды я следила за детьми во дворе. Девочка годика 3-4 рисовала, остальные дети постарше разъезжали на велосипедах. Девочка каждый раз, как только заканчивала рисунок, подбегала к проезжающем на велосипеде, показывала свою картинку, как чудо. "Посмотри, посмотри, это тебе! Посмотри, как получилось!" Она радовалась, удивлялась и делилась этим со всего сердца. Через несколько минут все велосипедисты побросали своё занятие и начали рисовать вместе.
Все хотят больше радости, и если вы поделитесь родником своей радости, другие присоединятся. Ведь радоваться вместе - ещё лучше!
Все хотят больше радости, и если вы поделитесь родником своей радости, другие присоединятся. Ведь радоваться вместе - ещё лучше!
8. Создавайте и выращивайте взаимную силу. Ищите единомышленников и объединяйтесь. Присоединяйтесь к общественным организациям, создавайте свои - формальные или неформальные, группы, клубы поддержки, созерцания и просто качественного бытия вместе. Создавайте сторонников среди оппонентов. Легче всего это делать делясь радостью своих открытий!
9. Не бойтесь не соглашаться - задавайте вопросы.
"Нет" - это лишь начало интересного разговора. Вам говорят "Нет" - вы отвечаете - "Очень интересно. Можете раскрыть своё мнение? Очень интересно услышать Ваш взгляд."
"Нет" - это лишь начало интересного разговора. Вам говорят "Нет" - вы отвечаете - "Очень интересно. Можете раскрыть своё мнение? Очень интересно услышать Ваш взгляд."
10. Вдохновляйте других делать изменения. Сделайте так, чтобы хотя бы один человек в день благодаря вам почувствовал себя особенным. И делайте это сейчас!
(автор Ирена Пранскевичюте, педагог, международный консультант по развитию людей и организаций)
