Человек руководствуется
эмоциями не просто часто, а еще чаще, чем мы думаем. Психолог
Джон Готтман и его коллеги наблюдали за семьями с четырехлетними
детьми вплоть до достижения ими подросткового возраста. Готтман попытался
понять, как родители и дети общаются в эмоциональных ситуациях, какие
ошибки совершают и каких проблем могли бы избежать. В результате
появилась книга «Эмоциональный интеллект ребенка». Анастасия Чуковская
внимательно прочитала ее и подготовила конспект основных тезисов
автора.
Что такое эмоциональный
интеллект
Конечная цель воспитания не в том, чтобы вырастить послушного
и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хотят для своих детей
большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые
вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать
свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь, имеют друзей,
заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.
Одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит
в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные
моменты
Успех и счастье
во всех сферах жизни определяются осознанием своих эмоций
и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют
эмоциональным интеллектом. С точки зрения воспитания оно означает, что
родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать,
успокаивать и направлять.
Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая
помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям
и помогают справиться с негативными эмоциями, они создают взаимное
доверие и привязанность.
Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому
что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение. Это
не означает отсутствие дисциплины. Поскольку между вами существует
эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам,
их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше
недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать
детей и управлять ими.
Дети составляют мнение о своей
личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что
те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками
и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без доверия
нет близости, а значит, дети оспаривают советы, и совместное решение
проблем становится невозможным.
Не критикуйте черты
личности своего ребенка. Вместо: «Ты такой небрежный, вечно у тебя
беспорядок», скажите: «Твои вещи разбросаны по всей комнате».
Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному
воспитанию — сказать ребенку, который расстроен и злится, как бы
вы решили его проблему. Дети на таких советах не учатся.
Предложить решение до того, как проявлено сочувствие, — это все равно
что поставить каркас дома до того, как заложен прочный фундамент.
Трудно построить близкие и доверительные отношения с ребенком,
если у вас нет возможности побыть с ним один на один.
Я не рекомендую заниматься эмоциональным воспитанием
в присутствии других членов семьи, друзей или незнакомых людей, так как
вы можете смутить своего ребенка.
Как делать надо:
Родителям настоятельно рекомендовали применять позитивные формы
поддерживания дисциплины: больше хвалить, чем критиковать, награждать,
а не наказывать, поощрять, а не препятствовать.
К счастью, мы уже далеко ушли от старого «розги
пожалеешь — ребенка испортишь» и теперь знаем, что лучшими
инструментами для того, чтобы наши дети стали воспитанными и эмоционально
здоровыми, являются доброта, тепло, оптимизм и терпение
Родители понимают, какую эмоцию испытывает ребенок, считают эмоции
возможностью для сближения и обучения, сочувственно выслушивают
и признают чувства ребенка, помогают ему найти слова для обозначения
эмоции, вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы.
Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональные воспитание, имели
более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше
складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем
с поведением, они были менее склонны к насилию. Они испытывали меньше
негативных, а больше позитивных чувств. Дети быстрее восстанавливались
после стрессов, имели более высокий эмоциональный интеллект.
Исследования показали, что такие родители осознают собственные эмоции
и хорошо чувствуют эмоции своих родных и близких. Кроме того, они
считают, что все эмоции, такие как печаль, гнев и страх, играют важную
роль в нашей жизни. Обычно дети учатся справляться со своими
чувствами, глядя, как это делают их родители.
Ребенок, который видит, как его родители горячо спорят, а затем
улаживают свои разногласия мирным путем, получает ценные уроки
по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими
людьми
Ребенок узнает, что когда люди вместе переживают горе, то близость
и связь между ними усиливаются.
Когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми
наблюдениями работает лучше, чем прощупывание. Вы спросите дочь: «Почему
тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать. Она еще
ребенок, у нее нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому
и готового ответа у нее нет. Поэтому лучше озвучить то, что
вы видите. «Кажется, ты сегодня немного устала» или «Я заметил,
что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» —
и ждите ответа.
Обозначение эмоции словами идет рука об руку с сочувствием.
Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе
очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его
поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное
чувство, которое он испытывает. По данным исследований, обозначение
эмоций обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает
детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
Повысьте самооценку своего ребенка,
предоставляя ему выбор и уважая его желания.
Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах
и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди
справляются с гневом, страхом и печалью. Правильно подобранные,
соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить
о вопросах, традиционно вызывающих затруднения. Хорошо написанные детские
книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром
своих детей.
В процессе воспитания вам будет полезно помнить о следующих
принципах Хаима Гинотта:
1. Допустимы любые чувства,
но не любое поведение
2. Взаимоотношения
«родитель — ребенок» — это не демократия; только родитель
определяет, какое поведение является допустимым.
